Как неучастники оборота помогают маркировать товар?

Помощь импортерам в маркировке компаниями, которые не относятся к участникам оборота импортерам

Начиная с 2011 года, Россия внедряет систему маркировки на определенные товары. В соответствии с принятыми законодательными актами импортеры, до введения товара в оборот, обязаны наносить маркировку на каждую единицу. Даже после разрешения параллельного импорта, это требование не потеряло актуальности и не освободило импортеров от маркировки. В связи с этим возникают сомнения, как правильно провести маркировку до того момента, пока груз не пересек границу нашего государства. В этой статье постараемся разобраться с маркировкой, изучим как она проводиться, и как компании, не являющиеся участниками оборота, могут оказать помощь импортерам.

Правила проведения маркировки товара

Для обеспечения надлежащего качества, исключения присутствия на рынке контрафактной продукции и для защиты интересов потребителей, правительством было принято решение о создании единой информационной системы «Честный Знак». В базе присутствуют сведения о каждом товаре, изготовленном у нас в стране и прибывшем из других стран. От даты изготовления, до места продажи конечному потребителю.

Сейчас действует обязательная маркировка для десяти различных товарных групп. В рамках проводимого эксперимента в отношении дополнительных шести категорий товаров действует добровольная маркировка. После того как эксперимент завершиться, правительством будет принято решение о выпуске нормативных актов, в которых будет указана дата, когда маркировка для указанных категорий станет обязательной. Для ознакомления с полным списком товаром рекомендуем ознакомиться с Распоряжением Правительства Российской Федерации No 792-Р от 28 апреля 2018 г.

При обнаружении попыток обойти действующие требования по маркировке, на виновного может быть наложен штраф и принято решение о прекращении деятельности. В случае обнаружения каких либо действий с товаром без соответствующей маркировки, в отношении виновного может быть выписан до трехсот тысяч рублей. Если действия будут признаны умышленными и использованы для большой партии товара, то в этом случае может наступить уголовная ответственность, предусматривающая лишение свободы до шести лет и штраф до миллиона рублей.

Как необходимо маркировать товары из ЕАЭС

Требования к маркировке из ЕАЭС зависит от страны, откуда поступает товар.

Если страны заключили соглашение о взаимном признании внутренних кодов, то тогда не требуется наличие на товаре российской маркировки. Например, такое условие работает в отношении Белоруссии. Для экспорта товаров из Белоруссии в Россию можно заказать коды в белорусском ГИС МТ Электронный ЗНАК.

Если товар экспортируется из страны, где не действуют требования маркировки, а для России обязательно присутствие маркировки, то можно воспользоваться двумя способами для получения российских кодов.

  1. Поставщик, через собственного оператора, вносит информацию в российский Национальный каталог, затем получает российские коды и отправляет информацию об отгрузке. Российский получатель для получения товара обращается в ГИС МТ «Честный ЗНАК»;
  2. Импортер обращается в Национальный каталог и предоставляет сведения о товаре. После этого ему выдаются коды, которые он передает поставщику. Они могут быть представлены в виде этикеток, которые необходимо нанести на товар перед отгрузкой. После прибытия груза, импортер сообщает об этом в ГИС МТ «Честный ЗАК» и после этого он имеет право ввести товар в оборот.

На товары, поступающие из ЕАЭС, не распространяется правило таможенного склада. Все страны входят в единый таможенный союз, и поэтому при пересечении груза через границу не требуется оформление декларации. Но существует условие, что коды должны быть нанесены на груз до того, как он пересечет границу нашей страны. Если этого не сделать, то таможенная служба может остановить груз на пункте досмотра и конфисковать его.

Что касается маркировки товара из других стран

Если поступающий товар не имеет отношения к странам экономического союза, то он может быть промаркирован как заграницей, так и на территории нашей страны. В начале будущий получатель груза обязан обратиться в Национальный каталог и предоставить опись товара. После этого оформляется заказ и осуществляется выпуск кодов.

Для нанесения маркировки получатель груза может обратиться к организациям, которые не относятся к участникам оборота. Для выполнения работ по маркировке могут использоваться:

  1. Собственные склады производителя;
  2. Территория консолидационного логистического склада, расположенного за границей;
  3. Территория таможенного склада логистической компании.

Для получения разрешения на реализацию продукции необходимо обратиться в таможню и предоставить декларации ИМ40 и ИМ60. К этому моменту на товар уже должна быть нанесена маркировка. При оформлении декларации разрешается указывать коды, нанесенные как на конечные упаковки, так и коды, присутствующие на транспортных упаковках, которые должны быть заранее зарегистрированы в Государственной информационной системе мониторинга товаров (ГИС МТ). Для облегчения оформления декларации разрешается использование виртуального агрегированного таможенного кода.

После принятия положительного решения о выпуске товара в обращение, необходимо подать в ГИС МТ документ о том, что товар с такими-то кодами поступил в оборот.

Какие проблемы могут возникнуть у импортера

Если для маркировки используется склад производителя или территория консолидационного логистического склада за границей, то у импортера могу возникнуть следующие проблемы:

  1. Путаница при нанесении маркировки. Коды обычно передаются в виде готовых этикеток, которые наклеиваются на товар, или направляются в электронном формате. При электронной отправке может быть список товаров с указанием кодами или готовые к печати бланки этикеток. Большинство производителей работают с разными компаниями и при этом отгружают одинаковую продукцию. При таких условиях возможен риск, что будет допущена ошибка и на продукцию будет нанесен посторонний код:
  2. Незнание языка. По требованиям технического регламента на этикетках должна присутствовать информация на русском языке. Но работники зарубежного склада могут не владеть русским языком и соответственно не понимать, что указанно на этикетке. Поэтому этикетки могут быть нанесены на неподходящий товар или одинаковые коды наносятся на разные товары;
  3. Ошибки с регистрацией кодов агрегации. Иностранные компании, после нанесения маркировки, должны предоставить импортеру соответствующие коды агрегации. Это необходимо для регистрации импортером кодов в ГИС МТ до того момента, пока не подана декларация. Но возможен риск, что агрегат уже был использован или представленные разные агрегаторы относятся к одному и тому коду.

Если экспортер не успел отправить товар, то проблему с агрегацией можно успеть решить. Но если товар уже отправлен, то у импортера возникают проблемы, потому что он не имеет права использовать ошибочные агрегаты. Для исправления ситуации потребуется повторно подавать коды на ошибочные агрегаты.

Если склады расположены внутри страны, то риски сводятся к минимуму. Работающие на складе сотрудники владеют русским языком в достаточной мере, чтобы не ошибиться. Также стоит учитывать, что нанесения кодов проходит в присутствии и под контролем сотрудников таможенной службы.

Работа с таможенными складами

Хранение поступивших из заграницы товаров, попадающих под таможенную процедуру осуществляется на специальных таможенных складах, прошедших сертификацию. Владельцами таких складов выступают логистические компании или небольшие организации, относящиеся к дочерним организациям, получившие соответствующее разрешение от ФТС.

Для получения информации о сертифицированных складах рекомендуем посетить сайт «Честного ЗНАКА» и найти раздел товарной группы.

Если товар находиться на таможенном складе, то получатель можно использовать два варианта:

  1. Доверить проведение маркировки таможенному складу;
  2. Выполнить работу по нанесению кодов самостоятельно. В такой ситуации склад переходит в категорию посредника, предоставляя помещение, где импортер может выполнить работы по маркировке до выхода товара в оборот.

Для передачи кодов можно использовать несколько вариантов:

  1. Прислать в виде письма по почте или направить документ с курьером;
  2. Отправить электронный вариант. Это могут быть готовые варианты в PDF-формате или в другом формате, где перечислен список кодов;
  3. Программный вариант. Для этого могут использоваться внутренние разработки или варианты интеграторов, которые относятся к партнерам ЦРПТ.

Отношения импортера и таможенного склада выгодны для обеих сторон. Для импортера это выражается в том, что маркировка проходит под контролем таможенной службы и не будет допущено ошибок, которые могли бы потребовать проведение повторной маркировки. А для склада плюс заключается в том, что он получает прибыль и хорошее отношение со стороны клиентов.

Акция

«Тест-драйв на 3 месяца сервиса Контур.ОФД»

Пользователь Контур.ОФД получает возможность бесплатно передавать данные со всех ККТ на одном ИНН.

Контур.Маркировка