Как осуществлять продажи подконтрольных товаров на маркетплейсах

Предприниматели уже давно освоили маркетплейсы. Площадки позволяют использовать профессиональные инструменты для продвижения, не думать о логистике и снимают большую часть обязательств от законодательства. Но требования к маркировке продукции остаются. На примере двух героев эксперты проекта «Маркировка» рассказали, что требуется предпринимателям, чтобы реализовывать продажи подконтрольных товаров на маркетплейсах, и какие последствия могут возникнуть из-за допущенных ошибок.

Действующие лица:

Елена

Давно занимается бизнесом. Продает на маркетплейсах устройства для фото и видеосъемки. Имеет большой опыт и налаженные поставки. Недавно приняла решение зайти на новый рынок — продажа бытовой техники. У Елены имеется свой склад, бухгалтер Константин, работающий в 1C, и кладовщики. Независимо от многолетней работы в сфере предпринимательства, ранее ей не доводилось работать с маркировкой.

Алексей

Новичок в бизнесе из Казани. Еще недавно он был сотрудником обувного магазина, но внезапно решил стать предпринимателем и продавать на маркетплейсах спортивную обувь. В качестве поставщиков Алексей выбрал оптовые компании, специализирующиеся на продаже иностранной продукции, и локальные производители кроссовок и кед. Сотрудников и собственного склада у героя нет. Все товары хранятся дома.

Что потребуется героям для работы с маркированными товарами

Алексей подошел к открытию ИП основательно. Он долго вычитывал статьи и рекомендации по работе на маркетплейсах, а также советовался с опытными бизнесменами. Заранее будущий предприниматель подготовил список сервисов, которыми он будет пользоваться для ведения бизнеса, и разбил его по категориям: маркировка, товарный учет, отчетность и т.п. У Елены был похожий документ, подготовленный ее бухгалтером. Но она ограничилась одной категорией — софт для работы с маркированными товарами.

Список Алексея:

  • Электронная подпись. Необходима для регистрации в системе Честный ЗНАК. В будущем пригодится и для составления отчетов;
  • Выбор оператора ЭДО. На основании Постановления Правительства России от 31.12.20 No 2464 сведения о передаче продукции в Честный ЗНАК следует через него;
  • Программа для работы с маркировкой. Необходимо выводить продукцию из оборота, заполнять УПД, передавать информацию о перемаркировке;
  • 2D-сканер. Нужен для сверки при приемке. Удобен, если не хочется тратиться на терминал сбора данных.

Список Елены:

  • Подключение к интегратору маркировки. Существуют сервисы, которые работают напрямую с 1C. Для упрощения работы решение будет самым оптимальным вариантом.
  • Покупка терминала сбора данных. Простой 2D-сканер не подходит, так как он не работает удаленно. ТСД поступит кладовщикам и будет передавать на него различные задания. Подход поможет автоматизировать отдельные процессы, а работникам не придется платить за переработки.

Подпись и ЭДО в списке Елены нет, так как об этом она позаботилась заранее.

При этом ни в одном из списков нет оператора фискальных данных, кассы и программы для нее. Предприниматели не ошиблись. Ведь торгуя на маркетплейсах, кассу и дополнительное программное обеспечение покупать не нужно. Это обязательство ложится на площадку.

Как Елена и Алексей работают с маркировками

Бизнесмены уже зарегистрировались в Честном ЗНАКе и приобрели все необходимое для работы с маркированной продукцией. Оба предпринимателя отдали предпочтение проекту «Маркировка» в качестве интегратора. Для Алексея решающим фактором стала интеграция с операторов ЭДО и удобная веб-версия, а для Елены — коробочное решение, в которое входит обучение, ТСД и модуль для 1C.

Приемка

Герои заплатили за товары. Уже через несколько дней их доставили. Кроме спортивной обуви и бытовой техники, поставщики прислали УПД, заполненный кодами маркировок. Документация сразу отразилась в сервисе, который автоматически проверил коды и уведомил бы, если в документе содержались ошибки.

Перед подписанием документации кладовщику Елены и Алексею осталось отсканировать коды, находившиеся на упаковке, чтобы проверить, совпадают ли они с теми, что находятся в УПД. Если бы они не совпали, Елене и Алексею пришлось бы сообщать об этом поставщикам. Чтобы упростить оформление нового УПД, у них была возможность передать контрагенту перечень фактических кодов.

Предпринимателям повезло. Ни одной ошибки обнаружено не было. Герои подписали УПД и сервис самостоятельно передал сведения о товарах в систему Честный ЗНАК.

Отгрузка 

Елена работает с маркетплейсом, которому необходимо передавать право собственности на продукцию. Поэтому бухгалтер должен проделать всю работу с кодами УПД.

В модуле сервиса для 1C бухгалтер загружает документацию, выбирает способ заполнения с помощью ТСД и передает задание на терминал. Далее работники склада, увидев новое задание, выбирают необходимый документ и сканируют коды. После завершения задания, в УПД попадают все коды маркировки.

Константин перед отгрузкой передает документацию площадке прямо через сервис. После этого остается дождаться, когда маркетплейс подпишет бумаги.

У Алексея иная ситуация: право собственности на товары остается у него. Площадка вправе запросить у предпринимателя УПД, но заполнять его кодами не требуется.

Продажа 

Елене не требуется переживать о том, как бытовая техника выйдет из оборота. За нее это автоматически сделает сама площадка. У Алексея все наоборот. Он не передавал право собственности на обувь, поэтому за вывод продукции из оборота ответственен он сам.

Площадка предоставляет отчетность о реализованной обуви и вместе с ней отправляет Алексею перечень кодов маркировки. Когда он получает нужный список, то переходит в раздел «Оборот кодов» и наживает на кнопку «Вывод из оборота». Далее ему нужно создать документ, заполнить все данные, загрузить файл от площадки и передать сведения в ГИС МТ.

Возврат 

Один из покупателей Алексея желает вернуть новенькие кеды, а товар уже был выведен из оборота предпринимателем. Теперь предстоит его вернуть. Изучим две ситуации: в первой клиент сохранил код Data Matrix, а во второй — распрощался с ним, содрав и выкинув этикетку.

  • Если покупатель полностью сохранил этикетку с кодом, бизнесмен, сотрудничающий с маркетплейсом, может легко вернуть его в оборот с помощью одноименного действия.
  • Если покупатель избавился от кода, товару предстоит пройти перемаркировку. В этом случае появляется сложность: код следует отправить площадке, договорившись, что она сама нанесет его на новую упаковку.

Что будет с героями, если они допустят ошибку

Представим, что наши предприниматели не считались бы с правилами по обороту маркированных товаров. Дело тогда бы не пошло:

  • Поставщики откажутся от продажи продукции без передачи электронного УПД, так как это нарушит правила оборота. Контрагент рисковать не станет.
  • Елена лишится возможности передать право собственности торговой площадке. Маркетплейс обязательно потребует от предпринимательницы заполненный кодами маркировки УПД.
  • Алексей тоже потеряет возможность сотрудничать с маркетплейсами, несмотря на то, что ответственность будет на нем самом. Площадки заботятся о своей репутации и старательно проверяют все коды.

Если дело касается случайных нарушений, например, несчитываемого кода на упаковке или кода, который не совпадает с фактическим, то:

  • Для Елены ситуация не изменится. Маркетплейс понимает, что при переходе прав собственности ответственность перекладывается на него. Поэтому площадка всегда детально присматривается к процедуре приемки товара. Если Елена допустит ошибку, маркетплейс заметит ее и попросит исправить.
  • Обувь Алексея пройдет. Площадка не запрашивает у бизнесмена УПД, поэтому она не имеет возможности сверять коды с фактическими. К тому же продукция упакована. Работники маркетплейса не смогут вскрыть ее. Кроме того, право собственности остается у Алексея, следовательно, ему и отвечать за ошибку. В его ситуации площадка проверяет продукция лишь на серьезные нарушения.

Если ошибку обнаружат уже после продажи и клиент примет решение написать жалобу, бизнесмен получит предупреждение. При наличии большого количества жалоб можно получить серьезный штраф. Елену, к примеру, могут оштрафовать на сумму до 100 тыс. рублей, если сведения о передаче прав собственности не будут переданы вовремя. Если герои подделают коды маркировки, их могут лишить свободы на срок на 5 лет.

Однако Алексей и Елена не беспокоятся, так как они честно соблюдают каждое правило, касающееся маркировки товаров. Предприниматели проверяют коды на достоверность, вовремя передают сведения в Честный ЗНАК и не подставляют контрагентов. Со временем, расширив оборот, Алексей обновит ассортимент и станет продавать еще и одежду. А Елена наконец-то осуществит свою мечту и откроет собственный розничный магазин электроники.

Акция

«Тест-драйв на 3 месяца сервиса Контур.ОФД»

Пользователь Контур.ОФД получает возможность бесплатно передавать данные со всех ККТ на одном ИНН.

Контур.Маркировка