Изготовители маркируемых товаров обязуются наносить на собственную продукцию коды маркировки. Требование нужно выполнять вне зависимости от используемого типа учета. Есть следующие возможности, позволяющие нанести Data Matrix: типографский, прямой способы и этикетирование. Совместно со специалистами проекта «Маркировка» разберемся, какие между ними отличия, изучим преимущества и недостатки каждого варианта и выясним, на что обратить внимание при выборе.
Нанесение прямым способом
При использовании такого варианта код наносят на упаковку продукции или этикетку. К примеру, производители бутилированной воды наносят код на крышку. При реализации крупных объемах продукции данный вариант значительно дешевле, чем другие способы нанесения. Однако для работы необходимо использование сканера, отбраковщика, принтера и другого оборудования.
Активно используется множество различных технологий нанесения: пьезоструйная, лазерная и другие виды печати. Чтобы подобрать подходящий способ, следует приглядеться к следующим деталям:
- Вид упаковки. Форм-фактор, расходники и место, куда будет маркироваться товар. Прямое нанесение — удобный вариант для любого форм-фактора, однако лучше сравнить траты от различных вариантов. К примеру, чтобы производить творожные сырки, применяют мягкую упаковку Flow wrap. В таком случае более выгодно наносить код с помощью типографской печати.
- Возможность маркировки на линиях. Продукция должна поступать равномерным образом, чтобы код всегда наносился на конкретный участок, а поверхность обязана быть предрасположена к нанесению Data Matrix. При этом класс качества не должен быть ниже C(2.0). Различные варианты имеют разные требования к условиям на линии и отличаются скоростью работы.
Прямое нанесение снижает операционные издержки, но для выбора этого способа необходимо приобретение соответствующего оборудования, а это невыгодно для маленьких производств. При этом уделить внимание нужно автоматизации производства.
Кроме того, нужно помнить, что у Data Matrix имеется 5 классов качества. Самый низкий класс для работы с кодами — С(2.0). Классы ниже могут не считываться сканерами.
Этикетирование
Если применять данную методику, на упаковку наносится специальная наклейка с уже напечатанным кодом. Кроме того, на этикетке есть возможность указать дополнительные сведения, зависящие от конкретной категории товаров. К примеру, для молочных продуктов — вес, срок годности, т.е. то, чего не встретишь на других этикетках. Для легкой промышленности используются этикетки, соответствующие ГОСТам.
Производители пользуются двумя ключевыми методами нанесения этикеток: автоматический и ручной. В первом случае все наклейки наносятся при применении автоматического аппликатора, что помогает осуществлять маркировку продукции максимально быстро. В другом — этикетки наклеивают руками или с помощью ручного аппликатора. Подобный метод подходит, если фасовка и укладка продукции осуществляется вручную.
Сами наклейки с маркировкой можно печатать на самом производстве, используя термотрансферный принтер. Если это неудобно, заказывать печать можно у типографий, которые оказывают подобные услуги. Другой вариант — использование принтеров-аппликаторов, совмещающих в себе две функции: печать и нанесение наклеек.
Если маркировка осуществляется на линии, устанавливается особая камера, проверяющая код, и отбраковщик. Если маркировка проверяется сотрудниками самостоятельно, например, с помощью 2D-сканеров.
Как и прошлый способ, этикетирование отлично подходит для основной массы упаковок. Главным достоинством варианта является то, что с ним работают как крупные, так и небольшие производства. Внедрить оборудование в данном случае можно достаточно быстро и недорого. Так же дело обстоит и с ручным нанесением наклеек. Но в перспективе способ оказывается дороже из-за трат на расходники. Кроме того, существуют риски повреждения наклеек при перевозках и хранении продукции. Чтобы исключить подобные риски, следует ответственно отнестись к выбору материала для этикеток и мест для нанесения, а также соблюдать все условия хранения наклеек до их нанесения на товары.
Типографский вариант
В данной ситуации компания отправляет коды маркировки в специальную типографию, в которой упаковка печатается сразу же с Data Matrix. Вариант отличается тем, что производителю не требуется приобретать дорогостоящее оборудование и заботиться о внедрении данного этапа производства.
За качество печати, обслуживание профессионального оборудования и читаемость кода маркировки будет отвечать типография. Таким образом, компания минимизирует производственные траты и не изменит порядок этапов производства. При этом стоит помнить, что типография, с которой будет сотрудничать предприниматель, должна иметь статус провайдера и аккредитацию системы Честный ЗНАК. В противном случае ответственность за качество печати кодов будет лежать на производителе.
Однако и у этого метода имеются детали. Обычно типографии работают с конкретными объемами заказа. Зачастую минимальные объемы у типографии превышают количество выпускаемых продуктов. Если существуют риски возникновения непредвиденных ситуаций, стоит заранее обзавестись термотрансферным принтером и запасом наклеек.
Какой вариант предпочтительнее
Выбор того или иного метода зависит от множества показателей. Именно поэтому ответить на вопрос достаточно трудно. Большим компаниям, желающим снизить издержки и имеющим возможность приобрести дорогое оборудование, лучше приглядеться к прямому нанесению. Если производство небольшое, оптимальным вариантом могут стать этикетки или сотрудничество с типографией.
Иван Иванов
Эксперт проекта Маркировка:
«Выбирая вариант нанесения обязательной маркировки не стоит опираться исключительно на стоимость. Важнее всего избрать тот метод, который позволит обеспечить надлежащее качество печати и устойчивость к возможным повреждениям кода при хранении и транспортировке продукции. В особенности популярен вопрос, касающийся подбора расходников. Системные интеграторы и Честный ЗНАК без труда проконсультируют и помогут принять верное решение по этому и другим вопросам.»