Каким способом лучше наносить маркировку

Изготовители маркируемых товаров обязуются наносить на собственную продукцию коды маркировки. Требование нужно выполнять вне зависимости от используемого типа учета. Есть следующие возможности, позволяющие нанести Data Matrix: типографский, прямой способы и этикетирование. Совместно со специалистами проекта «Маркировка» разберемся, какие между ними отличия, изучим преимущества и недостатки каждого варианта и выясним, на что обратить внимание при выборе.

Нанесение прямым способом

При использовании такого варианта код наносят на упаковку продукции или этикетку. К примеру, производители бутилированной воды наносят код на крышку. При реализации крупных объемах продукции данный вариант значительно дешевле, чем другие способы нанесения. Однако для работы необходимо использование сканера, отбраковщика, принтера и другого оборудования.

Активно используется множество различных технологий нанесения: пьезоструйная, лазерная и другие виды печати. Чтобы подобрать подходящий способ, следует приглядеться к следующим деталям:

  • Вид упаковки. Форм-фактор, расходники и место, куда будет маркироваться товар. Прямое нанесение — удобный вариант для любого форм-фактора, однако лучше сравнить траты от различных вариантов. К примеру, чтобы производить творожные сырки, применяют мягкую упаковку Flow wrap. В таком случае более выгодно наносить код с помощью типографской печати.
  • Возможность маркировки на линиях. Продукция должна поступать равномерным образом, чтобы код всегда наносился на конкретный участок, а поверхность обязана быть предрасположена к нанесению Data Matrix. При этом класс качества не должен быть ниже C(2.0). Различные варианты имеют разные требования к условиям на линии и отличаются скоростью работы.

Прямое нанесение снижает операционные издержки, но для выбора этого способа необходимо приобретение соответствующего оборудования, а это невыгодно для маленьких производств. При этом уделить внимание нужно автоматизации производства.

Кроме того, нужно помнить, что у Data Matrix имеется 5 классов качества. Самый низкий класс для работы с кодами — С(2.0). Классы ниже могут не считываться сканерами.

Этикетирование

Если применять данную методику, на упаковку наносится специальная наклейка с уже напечатанным кодом. Кроме того, на этикетке есть возможность указать дополнительные сведения, зависящие от конкретной категории товаров. К примеру, для молочных продуктов — вес, срок годности, т.е. то, чего не встретишь на других этикетках. Для легкой промышленности используются этикетки, соответствующие ГОСТам.

Производители пользуются двумя ключевыми методами нанесения этикеток: автоматический и ручной. В первом случае все наклейки наносятся при применении автоматического аппликатора, что помогает осуществлять маркировку продукции максимально быстро. В другом — этикетки наклеивают руками или с помощью ручного аппликатора. Подобный метод подходит, если фасовка и укладка продукции осуществляется вручную.

Сами наклейки с маркировкой можно печатать на самом производстве, используя термотрансферный принтер. Если это неудобно, заказывать печать можно у типографий, которые оказывают подобные услуги. Другой вариант — использование принтеров-аппликаторов, совмещающих в себе две функции: печать и нанесение наклеек.

Если маркировка осуществляется на линии, устанавливается особая камера, проверяющая код, и отбраковщик. Если маркировка проверяется сотрудниками самостоятельно, например, с помощью 2D-сканеров.

Как и прошлый способ, этикетирование отлично подходит для основной массы упаковок. Главным достоинством варианта является то, что с ним работают как крупные, так и небольшие производства. Внедрить оборудование в данном случае можно достаточно быстро и недорого. Так же дело обстоит и с ручным нанесением наклеек. Но в перспективе способ оказывается дороже из-за трат на расходники. Кроме того, существуют риски повреждения наклеек при перевозках и хранении продукции. Чтобы исключить подобные риски, следует ответственно отнестись к выбору материала для этикеток и мест для нанесения, а также соблюдать все условия хранения наклеек до их нанесения на товары.

Типографский вариант

В данной ситуации компания отправляет коды маркировки в специальную типографию, в которой упаковка печатается сразу же с Data Matrix. Вариант отличается тем, что производителю не требуется приобретать дорогостоящее оборудование и заботиться о внедрении данного этапа производства.

За качество печати, обслуживание профессионального оборудования и читаемость кода маркировки будет отвечать типография. Таким образом, компания минимизирует производственные траты и не изменит порядок этапов производства. При этом стоит помнить, что типография, с которой будет сотрудничать предприниматель, должна иметь статус провайдера и аккредитацию системы Честный ЗНАК. В противном случае ответственность за качество печати кодов будет лежать на производителе.

Однако и у этого метода имеются детали. Обычно типографии работают с конкретными объемами заказа. Зачастую минимальные объемы у типографии превышают количество выпускаемых продуктов. Если существуют риски возникновения непредвиденных ситуаций, стоит заранее обзавестись термотрансферным принтером и запасом наклеек.

Какой вариант предпочтительнее

Выбор того или иного метода зависит от множества показателей. Именно поэтому ответить на вопрос достаточно трудно. Большим компаниям, желающим снизить издержки и имеющим возможность приобрести дорогое оборудование, лучше приглядеться к прямому нанесению. Если производство небольшое, оптимальным вариантом могут стать этикетки или сотрудничество с типографией.

Иван Иванов

Эксперт проекта Маркировка:

«Выбирая вариант нанесения обязательной маркировки не стоит опираться исключительно на стоимость. Важнее всего избрать тот метод, который позволит обеспечить надлежащее качество печати и устойчивость к возможным повреждениям кода при хранении и транспортировке продукции. В особенности популярен вопрос, касающийся подбора расходников. Системные интеграторы и Честный ЗНАК без труда проконсультируют и помогут принять верное решение по этому и другим вопросам.»

Акция

«Вернем 10% от оплаченного счета на ОФД баллами»

Получите до 10% кэшбэка в баллах, оплатив счет на Контур.ОФД и привязав его к Контур.Бонусу. Обменивайте баллы на подарки или оплачивайте популярные сервисы СКБ Контур.

Контур.Маркировка