Новые правила маркировки «Честный знак»

Список продукции, которую необходимо маркировать постоянно растет. Вводятся новые условия и правила. Какие изменения произойдут в работе с маркировкой «Честный знак» в 2024 году, расскажем в этой статье.

Маркировка «Честный знак»- что это?

Сперва разберемся, с тем, что же представляет из себя «Честный знак». Это государственная система, обеспечивающая контроль за товарами. Целью ее создания является борьба с незаконным производством продуктов, а также защита интересов граждан, благодаря чему эта система является выгодной для государства и для потребителей. Благодаря маркировке «Честный знак» существует возможность следить за движением товара на протяжении полной цепи поставок. Это избавляет покупателей от риска приобрести некачественный или контрафактный товар. По планам властей, большая часть товаров будет иметь маркировку уже к 2026 году.

В качестве маркировки применяются специальные коды Data Matrix. Каждый код уникален. Производитель товара или импортер должен заказать эти коды в соответствующей системе, затем эти коды наносятся на внешнюю упаковку товара. Данные о продукции, например место и время его производства автоматически сохраняются внутри системы. Благодаря этому, покупатель, приобретая товар, на котором есть маркировка, может отсканировать ее и получить всю необходимую информацию.

Товары, для которых маркировка обязательна

До наступления 2024 года в перечень товаров, которые нужно маркировать в обязательном порядке, входило 17 наименований, среди них: обувь, одежда и текстиль, медицинские изделия, лекарства и антисептики, автомобильные шины и покрышки, велосипеды, кресла-коляски, фотоаппараты, никтотиносодержащая продукция и табак, духи и туалетная вода, БАДы, молочная продукция, вода в упаковках, пиво и слабоалкогольные напитки, безалкогольные напитки. Этот список содержится в Распоряжении Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-Р. Кроме того, в распоряжении можно найти коды ОКПД-2 и ТН ВЭД. Они являются классификаторами и сделаны для того, чтобы определить нужна ли маркировка на том или ином товаре, поскольку не вся продукция вышеперечисленных категорий должны маркироваться.

С этого года в этот перечень добавляются новые категории и  отдельные товары. С 1 апреля 2024 года производители и импортеры будут обязаны маркировать новую товарную группу- осетровую и лососевую икру. Кроме того, есть пополнение и в нескольких старых группах, а именно: пиво, слабоалкогольные, безалкогольные напитки и товары легкой промышленности. Стоит отдельно отметить, остатки товаров из последней группы также подлежат маркировке. Проще говоря, продавцы товаров легкой промышленности обязуются распродать остатки товаров до 1 июня этого года, иначе они должны их промаркировать.

На территории нашей страны регулярно проводятся эксперименты с введением маркировки на ту или иную товарную группу. Во время его проведения маркировка товара не является обязательной, продавцы делают ее по собственному желанию. Так Честный знак оценивает готовность рынка, а производители и импортеры пробуют на практике различные решения. После завершения эксперимента, выходит нормативно-правовой акт, делающий маркировку обязательной. На данный момент тестируются растительные масла, ветеринарный препараты, корма для животных, кабельно-проводниковая продукция, отопительные приборы, строительные материалы, косметика и бытовая химия.

Участники маркировки процесса товара в 2024 году

Когда маркировка на конкретный вид продукции становится обязательной, начинается некая последовательность движения маркируемых товаров. Первыми в дело вступают импортеры и производители. Они обязуются промаркировать товар и послать соответствующие сведения в Честный знак, как только в силу вступает приказ о необходимости нанесения маркировки.

Розничные торговцы и владельцы точек общепита должны маркировать товар, когда его вывод из оборота через кассу становится обязательным.

А оптовики и торговые сети, в свою очередь, должны наносить маркировки только когда станет необходимо передавать данные посредством электронного документооборота.

Кроме вышеперечисленного, с осени 2024 года фермерские хозяйства и сельхоз кооперативы, участвующие в обороте молочной продукции и оптовые продавцы БАДов тоже будут должны маркировать свой товар. Чтобы быстро и просто разобраться во всех этапах маркировки товара воспользуйтесь нашим сервисом Контур.Эксперт. Наши эксперты помогут ответить на все интересующие вас вопросы.

Система маркировки

Она выглядит следующим образом:

  • Сначала все участники в процессе маркировки должны зарегистрироваться в системе маркировки Честный знак. Производители и импортеры делают это, чтобы получить возможность заказывать коды для маркировок, а остальные, чтобы получать уведомления о передаче прав собственности на продукцию.
  • Затем на товар наносится этикетка с кодом Data Matrix и отправляется соответствующий отчет.
  • Далее начинается процесс транспортировки товара, каждый этап при этом фиксируется с помощью отправки уведомлений ЭДО каждым юридическим лицом.
  • Когда товар достигнет конечной точки, он будет выставлен на продажу и последним этапом является сама продажа, то есть момент вывода товара из оборота. При этом на кассе сканируется маркировка и оператор фискальных данных передает сведения о том, что товар больше не участвует в обороте.

Конечно, это лишь общая схема, процесс работы с маркировкой индивидуален для каждой компании, практически всегда возникают какие-либо исключения или препятствия. Даже на моменте вывода товара из оборота могут возникнуть неполадки, например если товар был украден, а маркировка, соответственно, не была отсканирована.

Алгоритм работы с маркировкой

Поскольку первыми ввести маркировку будут должны производители, для них целесообразно действовать в соответствии со следующим алгоритмом:

  1. Сначала нужно досконально изучить и проанализировать бизнес-процессы своего предприятия, которые столкнуться с маркировкой. Это должным образом поспособствует правильному выбору оборудования софта, а также поможет распределить ответственность между сотрудниками.
  2. Следующим шагом будет получение квалифицированной электронной подписи, которая понадобиться для отправки документов с помощью ЭДО и данных в систему Честный знак.
  3. Далее следует процесс регистрации в системе Честный знак и в Национальном каталоге.  Зарегистрировавшись, вы получите доступ к обучающим материалам системы. Можете воспользоваться ими для большего понимания процесса.
  4. После описания товара в Национальном каталоге и создания специального цифрового паспорта необходимо получить GTIN.
  5. Затем нужно выбрать подходящий сервис для работы с маркировкой. Каждая компания выбирает необходимый для ее нужд сервис, в зависимости от типа оборудования, формата работы и других факторов.
  6. Потом нужно выбрать способ нанесения кодов на упаковку товара. В зависимости от объемов товара, масштаба деятельности и автоматизации процесса выбирают типографический способ нанесения, прямой или этикетирование.
  7. Следующим шагом является внедрение программного обеспечения и настройка необходимого оборудования.
  8. После этого необходимо провести инструктаж своим сотрудникам, а также подготовить склад для хранения товара.
  9. Далее нужно провести пробный процесс запуска маркировки, например в рамках акции.
  10. Затем будет целесообразно подключиться к ЭДО. Поскольку со временем данный процесс станет обязательным для всех групп товаров.

Ответственность за уклонение от обязанности по маркировке товара

Также необходимо упомянуть, какое наказание будет применено по отношению к предпринимателям, решившим уклониться от маркировки товара.

В 2024 году был введен временный мораторий на взыскание штрафов за нарушения, связанные с маркировкой товаров. Однако, как только мораторий истечет, незаконное производство и продажа маркированной продукции станут подвергаться серьезным наказаниям, вплоть до штрафов, прекращения деятельности и даже уголовной ответственности.

Например, за продажу товаров, на которых отсутствует обязательная маркировка, штраф составит от 5000 рублей до 300 000 рублей. А за использование поддельных кодов маркировки грозит более серьезный штраф от 700 000 рублей до 6 заключения.

Кроме того, компания может получить возврат средств от всех клиентов, а также отказ от дальнейшего сотрудничества.

Акция

«Бесплатный тест-драйв Контур.Маркета на 14 дней»

Предлагаем проверить работу системы в течение двух недель. После тест-драйва и заключения договора на обслуживание, сможете получить три бесплатных месяца работы в Контур.Маркет.

Контур.Маркировка