Компании, изготавливающие продукцию, подлежащую маркировке, должны наносить код на товар вне зависимости от того, какой вид учета они используют. Коды могут наноситься несколькими способами: прямым, типографским или с помощью этикеток. Мы спросили у экспертов СКБ Контур, в чем состоят различия между ними, разобрали преимущества и недостатки каждого метода.
Коды Data Matrix имеют 5 классов качества: от A(4.0) до F(0.0). Для работы с маркировочной системой нельзя использовать класс меньше С(2.0). Классы D(1.0) и F(0.0) очень часто не считывают сканеры, а это может стать причиной отказа в закупке продукции.
Подробнее о методах нанесения маркировки
Прямое нанесение
Этот способ предусматривает нанесение маркировочного кода на упаковку продукции или ее этикетку. К примеру, компании, изготавливающие бутиллированную воду, наносят код на крышку бутылки. Если объемы производства большие, в таком случае печать кодов таким способом обойдется намного дешевле, чем любым другим. Однако, для работы понадобится приобрести спецоборудование: принтеры, отбраковщики, сканеры и т.д.
Прямое нанесение тоже может осуществляться различными способами: лазерной, пьезоструйной, каплеструйной или термотрансферной печатью. Чтобы подобрать подходящий вариант печати, учитывается:
- Тип упаковочного материала: форм-фактор и место, которое выделено для печати кода. Прямое нанесение может осуществляться для всех форм-факторов, но необходимо сравнивать траты финансов для каждого из способов. К примеру, при изготовлении сырков из творожной массы используют упаковочную бумагу Flow wrap, поэтому маркировать код на ней выгодно еще при печати в типографии.
- Плавность производственной линии: товар должен проходить по ней равномерно, чтобы код наносился на подготовленное место правильно и четко. Кроме того, поверхность упаковки должна позволять наносить код качеством выше C(2.0). Учтите, что различные технологии нанесения обладают разной требовательностью к производственным линиям и максимальной скорости работы.
Метод прямого нанесения снизит до минимума операционные издержки, но придется покупать много оборудования, что может быть совершенно нецелесообразным для небольших производств. Также придется учесть уровень их автоматизации.
Нанесение этикеток
Этот метод предусматривает нанесение на упаковку стикера с уже готовым кодом маркировки. Помимо кода, на нем можно указать любую другую информацию о товаре, которая будет зависеть от его товарной группы. К примеру, для колбасных изделий – срок годности и вес, чего нет, например, на этикетке для одежды. Легкая промышленности может использовать ГОСТ-этикетки, просто добавив в них маркировочный код.
Коды на этикетки могут наноситься двумя способами: автоматически и вручную. В первом случае этикетирование осуществляется посредством автоаппликатора на конвейерной линии, что существенно ускоряет процесс. Во втором — продавец клеит этикетку на каждую единицу продукции вручную. Этот способ является оптимальным при отсутствии конвейерной линии.
Печать этикеток можно осуществлять непосредственно на производстве посредством термотрансферного принтера или же заказывать в типографиях, оказывающих услуги печати этикеток. Существуют специальные принтеры, которые могут после печати этикетки сразу нанести на нее код. Если маркировка осуществляется на производственной линии, в таком случае в нее необходимо встроить камеру для отслеживания качества кодов и отбраковщик. При нанесении кода вручную следует проверять их считываемость сканером или ТСД.
Как и прямое нанесение, этикетирование предоставляет возможность работы практически со всеми видами упаковочного материала. Плюсом этого способа является невысокая стоимость оборудования и возможность нанесения этикеток вручную, что будет особенно актуально для небольших предприятий. Но этот способ предусматривает регулярные траты финансов на расходники, а также большой риск повреждения этикеток при хранении и перевозке продукции. Чтобы снизить такой риск до минимума, важно грамотно подобрать материал этикетки, место нанесения кода, которое минимально трется при транспортировке. Кроме того, следует сохранять этикетки до нанесения в подходящих для материала условиях.
Нанесение в типографии
Компания отправляет маркировочные коды в типографию, поэтому упаковку печатают уже с ними. Этот способ выбирают за отсутствие необходимости закупать оборудование для нанесения и добавлять данный этап в производство.
За качеством и читаемостью кодов следит типография. Это значительно минимизирует траты производства и упрощает его процесс. Важно! Типография должна иметь аккредитацию от Честного ЗНАКа и оформить статус сервис-провайдера. В ном случае ответственность за читаемость и качество кода полностью ложится на компанию-изготовителя.
Этот метод нанесения кода имеет один минус: очень часто типографии указывают минимальный объем заказа, который может быть больше количества производимой продукции. В таком случае мы рекомендуем приобрести этикетки и термотрансферный принтер, даже если вы пользуетесь исключительно услугами типографии.
Какой метод печати кодов выбрать?
Выбор метода печати кодов не зависит от какого-то одного фактора, поэтому дать однозначный ответ на этот вопрос невозможно. Крупным производствам, задача которых состоит в минимизации операционных издержек, лучше всего закупить оборудование для метода прямого нанесения. Малому бизнесу выгоднее покупать этикетки или обращаться в типографию.
«Выбирая метод нанесения кода, не старайтесь ориентировать в пользу более низкой цены. Важно выбрать именно тот вариант, с помощью которого вы получите хорошее качество, стойкость к повреждениям от транспортировки и при хранении. Наши эксперты помогут вам сделать правильный выбор в процессе профессиональной консультации.
М. Карелин — эксперт по маркировке