Сейчас перечень товаров, обязательных к маркировке постоянно расширяется. Однако, производители и продавцы зачастую сталкиваются с ситуацией, когда товары уже выставлены на прилавки, а требование об их маркировки было обнародовано после этого. В данной статье расскажем, как правильно поступать в подобных ситуациях, чтобы не наткнуться на штрафные санкции.
Для чего нужна маркировка?
Маркировка необходима для контроля качества продукции с помощью государственной системы «Честный знак». Система позволяет отслеживать каждый этап передвижения товара в цепочке поставок.
Участниками данной цепочки являются:
- Производитель;
- Поставщик;
- Представители розничной торговли.
На какие товары распространяется требование о маркировке
На данный момент маркировка введена уже для достаточно большого товарного ряда (17 категорий). Среди них такие как:
- Вода в бутылках;
- Пиво и другие напитки с низким содержанием алкоголя, а также безалкогольные напитки;
- Обувь;
- Легкая промышленность;
- Медикаменты и лекарства;
- Меховые изделия;
- Табак;
- Молоко и молочная продукция;
- Парфюм;
- БАДы;
- Антисептики;
- Покрышки и шины;
- Фотоаппараты;
- Икра лосося или осетра;
- Кресла-коляски.
Как осуществляется процесс введения маркировки
Что делать с остатками товаров?
Новая группа товаров для маркировки вводится не просто. Сначала необходимо пройти тестовый период, чтобы определить взаимодействие конкретной категории товаров и их потребителей с нововведением. Анализируется каждый этап товарооборота. После успешного проведения пилотного проекта, вступает в силу требование об обязательной маркировке того или иного вида товаров. Так, в скором времени закончится пробный период маркировки товаров для животных и средств реабилитации и данные категории продукции перейдут в раздел обязательной маркировки.
За какое время нужно успеть промаркировать остатки?
В зависимости от того, у кого из участников товарооборота хранятся остатки товаров, этот человек обязан лично запросить коды маркировок для них.
На данный момент в обязательном порядке нужно маркировать только остатки легкой промышленности. Это нужно сделать до конца сентября.
Сейчас подходят к концу сроки маркировки антисептиков (1 октября). Если до этого момента продукция не будет промаркирована, ее продажа будет считаться нелегальной.
Как скоро нужно маркированные остатки
На этот счет нет никаких ограничений. Промаркированный остаток, как и любой другой товар, можно продать, пока не выйдет срок годности.
Этапы нанесения маркировки на остатки
Весь процесс маркировки товарных остатков осуществляется в системе «Честный Знак». Его можно разбить на несколько этапов:
Регистрация в системе
Зарегистрируйтесь в системе маркировки или войдите в уже имеющийся аккаунт. Для авторизации потребуется КЭП.
Описание товарных остатков
На данный момент доступна маркировка остатков легкой промышленности по атрибутивному составу. Чтобы сделать это, следуйте следующей инструкции:
- Зайдите в раздел «Национальный каталог» в своем аккаунте;
- Заполните всю необходимую информацию в карточке и получите GTIN;
- Заверьте карточку с помощью КЭП и отправьте в систему.
Выпуск Data Matrix для товарных остатков
Данные коды необходимо выпустить в личном кабинете во вкладке «Станция управления заказами». Для этого:
- Создайте новую заявку;
- Перейдите в раздел маркировки остатков;
- Произведите поиск товара, который необходимо промаркировать;
- Выберите нужное количество кодов и его тип;
- Заверьте заявку с помощью КЭП.
Оплата и распечатка кодов
Для того чтобы оплатить код маркировки, достаточно просто пополнить лицевой счет, и средства будут списаны автоматически. Стоимость одного кода — 50 копеек.
Для того чтобы напечатать на коды, нужно перейти в готовый заказ и выбрать их расположение на листе бумаги.
Для каждой категории товаров предусмотрен собственный срок скачивания кодов. У некоторых видов, скачивание доступно в течение 90 дней.
Затем нанесите напечатанную маркировку на упаковку товара.
Формирование отчета о создании маркировки
Для ряда товаров нужно формировать отчет в системе самостоятельно. В то же время, для некоторых категорий отчет формируется автоматически.
Как создать отчет?
- Зайдите в личный кабинет, в раздел «Отчеты» в документах;
- Создайте отчет и нанесите его из перечня;
- Впишите все недостающие сведения;
- Нажмите «Сохранить» и «Отправить».
Активируйте коды на остатки товаров
Изначально вам потребуется войти в систему с помощью электронной подписи. Затем следуйте следующей инструкции:
- Зайдите в документы и выберите функцию «Ввод в оборот»;
- Проставьте отметку «Маркировка остатков» и выберите все соответствующие товары;
- Поставьте электронную подпись и отправьте документацию оператору.
Если все пройдет успешно, вы увидите отметку «Обработано».